МБОУ СШ № 3
р.п. Кузоватово, Ульяновской области
  • Полезная информация

    ЭКСПЕРТЫ РАССКАЗАЛИ, ОБЯЗАТЕЛЬНА ЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ

    Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школе

    ТОП-5 волнующих родителей вопросов

    Летом 2023 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября во всех школах России вводятся занятия по профориентации. Осенью этого же года в школьном расписании появился курс внеурочной деятельности под названием «Россия – мои горизонты».

    Многие родители воспринимают профориентационные занятия как дополнительную нагрузку на своего ребенка.

    В этой статье эксперты проекта разберут острые и актуальные темы, касающиеся программы «Россия – мои горизонты» и ответят на 5 волнующих родителей вопросов.

    ВОПРОС 1. Почему занятия проходят именно по четвергам? В некоторых школах урок внеурочной деятельности ставят 8 по счету, чем это обусловлено?

    Игорь Иванов, руководитель направления образовательных стандартов и программ Фонда Гуманитарных Проектов: Министерством просвещения Российской Федерации рекомендован единый день проведения занятий курса «Россия – мои горизонты», еженедельно по четвергам. В Письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» определено, что под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Проще говоря, занятия внеурочной деятельности обязательны к посещению, потому что входят в план внеурочной деятельности, который является частью основной образовательной программы. А согласно ст. 43 «Закона об образовании» все школьники обязаны добросовестно осваивать эту программу. Вопрос времени проведения занятий остается на усмотрение администрации конкретного образовательного учреждения. Как правило, школы стараются ставить занятия внеурочной деятельности после так называемой «паузы», чтобы у ребенка было время на отдых. Возможно, в связи с этим занятия проводятся 7-8 уроками.

    ВОПРОС 2. Как выбираются темы для курса? Кто их разрабатывает? И может ли учитель провести урок на тему, которую самостоятельно придумал?

    Александра Потехина, генеральный директор «Проектория Медиа»: Календарно-тематический план курса – это большая коллективная работа целой группы людей: методологов, психологов, педагогов, представителей различных ведомств и различных отраслей экономики. Задача курса – и охватить вопросы самоопределения, и рассказать о самых востребованных направлениях рынка труда, и дать максимально полезные и практические советы ребятам. Звучит амбициозно, поэтому все занятия педагог может собрать в нашем Конструкторе будущего. Это очень удобно, потому что, во-первых, позволяет получить сразу полностью готовое занятие под любой возраст со всем комплектом материалов, а во-вторых, дает возможность при необходимости моделировать занятие, заменять разные блоки. Мы рекомендуем пользоваться заранее подготовленным сценарием, но при желании педагог может брать только какие-то отдельные блоки, задания, игры, видеоролики и дополнять их своими активностями.

    ВОПРОС 3. Что конкретно получит мой ребенок после прослушивания курса? Чем этот курс ему поможет?

    Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов: Курс помогает сосредоточиться на вопросах профессионального самоопределения, больше узнать о собственных интересах и ценностях, смоделировать (или начать моделировать) личный образовательно-профессиональный маршрут. На занятиях ученики получают самую актуальную информацию об отраслях и профессиях самой различной направленности, видят в записи современные предприятия и их успешных сотрудников, знакомятся с культурой и условиями труда в разных регионах и отраслях. Занятия курса построены с учетом возраста учеников и их предпочтениями в изучении материала. Мы сочетаем видеоролики, игры, практические задания так, чтобы класс не уставал и каждый нашел что-то интересное для себя.

    ВОПРОС 4. Зачем моему ребенку профориентационные занятия, если он спортсмен и уже точно знает, куда будет поступать?

    Татьяна Четверикова, руководитель отдела «Центр планирования профессиональной карьеры» в центре профессионального образования Самарской области: Если Ваш ребенок точно знает, куда будет поступать, мы поздравляем всю Вашу семью – муки выбора обошли вас стороной! Но даже в этом случае посещение ребенком профориентационных занятий поможет ему лучше узнать тот мир профессий и работодателей, в который он вступит через несколько лет после окончания школы, а также правила «выживания» в этом мире: выбор профессии и планирование профессионального развития. Эти знания ни для кого не бывают лишними, даже для взрослых людей. Эти знания оказываются очень ценны, когда изменчивый, динамичный мир (а мы живем именно в таком мире) затрагивает твою профессию, и люди оказываются в ситуации необходимости менять свою профессию или даже сферу деятельности, уже будучи профессионалом.

    Если Ваш сын серьезно занимается спортом и решил стать профессиональным спортсменом, то наверняка знает, что они в достаточно молодом возрасте (кто-то в 35, а кто-то и в 25 лет) меняют профессию. Кто-то остается в спорте в качестве тренера, а кто-то начинает профессионально развиваться в совершенно в иных сферах: разрабатывает собственную линейку спортивной одежды , открывает строительную компанию или спортивную школу, становится руководителем или менеджером спортивных организаций. Для повышения успешности в новой сфере человеку требуются знания и навыки выбора и планирования профессионального развития. Соответственно, профориентационные занятия для спортсменов особенно полезны.

    Еще один аргумент в пользу профориентационных занятий: как бы мы ни были уверены в успешности намеченного плана, нам всегда нужен запасной план. А некоторые люди при планировании жизненных маршрутов предпочитают составлять несколько запасных вариантов. Ведь не все в этой жизни зависит от нас: направление подготовки в выбранном нами вузе может закрыться, может сократиться количество бюджетных мест на выбранную нами специальность, а стоимость обучения на «внебюджете» – резко подняться. Случаются неприятные ситуации со здоровьем, и всё чаще мы видим, как искусственный интеллект вмешивается в содержание труда уже сейчас, сокращая количество рабочих мест. А что будет через 5 лет? Знать точно мы не можем. Но можем уже сейчас понять тенденции и основные пути, приводящие человека к профессиональной востребованности и успеху. Разобраться во всем этом, составить запасные планы помогают профориентационные занятия.

    ВОПРОС 5. Если кто-то в семье относится скептически к посещению ребенком таких занятий. Как найти компромисс? А самое главное, как объяснить ребенку, что такие занятия ему помогут в дальнейшем?

    Мария Чередилина, руководитель по экспертно-методической работе Фонда Гуманитарных Проектов: Конечно, в семье важно договариваться о ценностях и задачах по воспитанию детей. Вспомните и обсудите, как у каждого из вас, взрослых, когда-то происходил профессиональный выбор? Кто и что помогло? Какой помощи не хватило? Сработают ли ваши стратегии в сегодняшних реалиях? Попробуйте больше узнать о курсе «Россия – мои горизонты». Педагог может показать вам его фрагменты, объяснить назначение. Также узнайте мнение самого подростка, что ему интересно и важно в этих занятиях. Широкий кругозор о мире профессий и труда, который формирует курс за несколько лет, – важное условие многих жизненных выборов. Пусть они принесут удовольствие!

    Немного о курсе

    Занятия предназначены для учащихся 6-11 классов и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Курс включает в себя 34 занятия, которые проходят каждый четверг. За прошлый год школьников уже познакомили с отраслями промышленности, цифровым технологиям, медициной и здравоохранением, инженерным делом, государственным управлением. Кроме этого, особое внимание уделяется и практической части. Для обучающихся организуются экскурсии на региональные предприятия, организации и учебные учреждения.

    ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ДУМАЮТ ШКОЛЬНИКИ И УЧИТЕЛЯ О ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ШКОЛЕ?

    Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе? 

    Курс «Россия – мои горизонты» запустило Минпросвещения России в сентябре 2023 года во всех школах страны.

    7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем, о нем думают учителя и подростки.

    Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали методические материалы для проведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.  

    Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области: 

    – Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах.

    Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила Графова   выделила несколько положительных моментов внедрения курса: 

    – Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения этого профориентационного курса является наличие готовых методических материалов на платформе «Билет в будущее».

    Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва: 

    – Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня, как педагога.

    Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского края: 

    – С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» – содержателен и познавателен своими материалами.

    Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для школьников:  

    – С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно строить уроки.

    ​​Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами: 

    – Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии.

    Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий: 

    – Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.

    Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:

    Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области: 

    – На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.

    Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного: 

    – Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.

    Артем Горбунов, ученик 9 «В»  класса школы № 8 г. Старая Русса: 

    – В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий.

    Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска: 

    – Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и в своём будущем выборе.

    Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска: 

    – «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучал различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.

    Памятка для родителей  детей с особенностями здоровья

    Разработана институтом Уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области и рекомендована для применения в практической деятельности органам местного самоуправления, в образовательных организациях, учреждениях системы здравоохранения, родителями (законными представителями) при реализации права несовершеннолетних на образование Памятка для родителей детей с особенностями здоровья Дорогие родители! В Российской Федерации ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в РФ» (далее 273-ФЗ) гарантировано право каждого ребенка на образование. В целях реализации данного права органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со ст. 44 273–ФЗ именно родителям (законным представителям) принадлежит право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность. В соответствии со ст. 17 273 – ФЗ обучение ребенка может осуществляться как в образовательной организации, так и вне организации (семейное образование либо самообразование). Обучение в образовательной организации может осуществляться в очной, очно – заочной или в заочной форме. Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее 323-ФЗ) установлено, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ст.7). Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств, а также гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (ст.5). Разработана институтом Уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области и рекомендована для применения в практической деятельности органам местного самоуправления, в образовательных организациях, учреждениях системы здравоохранения, родителями (законными представителями) при реализации права несовершеннолетних на образование В связи с этим, если у Вашего ребенка имеются определенные ограничения по здоровью и ребенок нуждается в создании определенных условий по охране здоровья, проведения специальных манипуляции, реабилитации, даже если для этого требуется помощь других лиц, не спешите отказываться от обучения в образовательной организации в условиях инклюзии.

    1. Внимательно изучите рекомендации психолого – медико – педагогической комиссии (далее - ПМПК), какая форма обучения рекомендована. Если не рекомендовано обучение на дому, можете смело обращаться в образовательную организацию, чтобы реализовать право ребенка на образование.

    2. Если ребенку установлена инвалидность, внимательно ознакомьтесь с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) (выдается службой медико – социальной экспертизы после освидетельствования и направляется в уполномоченные органы для исполнения в помощь Вам) (далее - ИПРА). Помните, что ответственные уполномоченные органы обязаны обеспечивать реализацию мероприятий, обозначенных в ИПРА, главное заявить право (Ваше и ребенка) на это.

    3. Обратитесь к руководителю образовательной организации с заявлением о приеме ребенка на обучение.

    4. Предоставьте сведения о здоровье (заполните анкету, приложите копии документов – справку ПМПК, справку об инвалидности, справку от лечащего врача, заключение врачебной комиссии и пр.). Помните, что это Ваше право, а не обязанность, но это в интересах ребенка, чтобы руководитель образовательной организации и преподаватели знали, как оказать содействие в организации обучения Вашего ребенка, какие дополнительные условия для его обучения при имеющихся ограничениях по здоровью необходимо создать, чему нужно дополнительно научить педагогов и других сотрудников в связи с имеющимися рисками заболевания, чтобы помощь оказывалась своевременно. Чем больше про Вашего ребенка и рисках по здоровью (что может произойти во время учебного процесса) будет знать руководитель образовательной организации, классный руководитель, другие педагоги и сотрудники образовательной организации, тем меньше рисков и тем в большей безопасности будет ребенок. Разработана институтом Уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области и рекомендована для применения в практической деятельности органам местного самоуправления, в образовательных организациях, учреждениях системы здравоохранения, родителями (законными представителями) при реализации права несовершеннолетних на образование

    5. Предупредите, если хотите обеспечить должный уровень безопасности для здоровья Вашего ребенка во время учебы, сотрудников образовательной организации, какие есть ограничения, риски, что может произойти и как быстро помочь, где у ребенка хранятся медицинские препараты, изделия, заблаговременно доведите график приема препаратов или проведения манипуляций, если это возможно. Если невозможно, обратитесь с просьбой создать для этого беспрепятственный доступ, своевременное и безусловное реагирование на просьбы ребенка, когда ему необходимо отлучиться для приема препаратов или проведения манипуляций.

    6. Если Вы желаете предупредить распространение информации, содержащей сведения о здоровье ребенка, доведенной Вами до руководителя и отдельных сотрудников образовательной организации, отразите это в своем заявлении в адрес руководителя. Сделайте для себя копию всех Ваших обращений.

    7. Обязательно уточните, в штате ли образовательной организации медицинский персонал и график его работы. Если нет, а медицинское обслуживание по договору с образовательной организацией осуществляет то или иное учреждение здравоохранения, напишите заявление о создании специальных условий для Вашего ребенка в адрес двух руководителей: руководителя образовательной организации и в адрес руководителя медицинского учреждения.

    8. Уточните, есть ли медицинский кабинет в здании. Уточните также, если есть, в чьем ведении он находится (кто ответственный за его работу) – образовательная организация или он в безвозмездном пользовании учреждения здравоохранения, закрепленного за образовательной организацией. Уточните график работы кабинета и медицинского работника. Для возможности обращения и беспрепятственного доступа в него ребенка для проведения манипуляций или приема препаратов Вам придется отразить это в заявлении в адрес руководителей. Также, если график работы кабинета и медицинского работника требуется изменить с учетом потребностей, связанных с охраной здоровья Вашего ребенка, необходимо это отразить в соответствующем заявлении в адрес руководителей образовательной организации (и в адрес учреждения здравоохранения, Разработана институтом Уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области и рекомендована для применения в практической деятельности органам местного самоуправления, в образовательных организациях, учреждениях системы здравоохранения, родителями (законными представителями) при реализации права несовершеннолетних на образование если кабинет в его пользовании и медицинский работник является его сотрудником).

    9. При заключении договора на обучение в образовательной организации внимательно изучите документ и помните, что как сторона образовательного процесса, представляющая интересы ребенка, Вы также имеете право вносить предложение по изменению и дополнению договора, второй экземпляр после его подписания должен храниться у Вас. Вы всегда можете обратиться к руководителю образовательной организации, если захотите что – либо дополнительно в нем зафиксировать, исключить или изменить.

    Разработан институтом Уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области и рекомендован для применения в практической деятельности органам местного самоуправления, в образовательных организациях, учреждениях системы здравоохранения, родителями (законными представителями) при реализации права несовершеннолетних на образование

    Алгоритм действий при возникновении ситуаций, связанных с постановкой вопроса о переходе с очной формы обучения на домашнюю в связи с особенностями здоровья несовершеннолетнего

    В процессе реализации права на образование зачастую родители и дети с особенностями здоровья сталкиваются с ситуациями, когда администрация образовательной организации предлагает пересмотреть форму обучения в связи с наличием того или иного заболевания у ребёнка.

    Как правило, это такие заболевания как сахарный диабет, бронхиальная астма, гипертония, аллергия, урологические заболевания, аутизм, эпилепсия. Подобные ситуации возникают в связи с тем, что вопрос взаимодействия учреждений здравоохранения и образовательных организаций недостаточно урегулирован ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов, ни на локальном уровне при непосредственном взаимодействии образовательных организаций и учреждений здравоохранения.

    У Министерства здравоохранения свои ведомственные нормативные акты, о которых не знает Министерство просвещения, Например, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. N 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних», материалы по школе диабета и т.д. Вопрос недоурегулирован и на уровне самих учреждений здравоохранения и образовательных организаций. Связано это с тем, что, несмотря на установленную обязанность организации охраны здоровья обучающихся силами самой образовательной организации (ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), у руководителя образовательной организации нет в штате помощника, отвечающего за процесс организации охраны здоровья. В свою очередь, медработники, закреплённые за образовательной организацией, в своей деятельности руководствуются строго профстандартом (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N 481н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях»), которым набор трудовых функций ограничен.

    Руководитель учреждения здравоохранения устанавливает, планирует и нормирует участие медработника в системе охраны здоровья обучающихся без согласования и взаимодействия с образовательной организацией. Разработан институтом Уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области и рекомендован для применения в практической деятельности органам местного самоуправления, в образовательных организациях, учреждениях системы здравоохранения, родителями (законными представителями) при реализации права несовершеннолетних на образование Подобную ситуацию можно решить, настроив правильную архитектуру взаимодействия между субъектами охраны здоровья, в том числе с помощью юридически грамотного документального оформления правоотношений между руководителем образовательной организации, учреждением здравоохранения, родителями (законными представителями) и ребёнком и совместных действий в интересах ребёнка.

    Алгоритм разработан в целях обеспечения возможности сохранить очную форму обучения для несовершеннолетних, страдающих заболеваниями, сопровождающимися периодическими обострениями.

    Если у ребёнка имеются определённые ограничения по здоровью, и ребёнок нуждается в создании определённых условий по охране здоровья, проведения специальных манипуляции, реабилитации, рекомендовать родителю:

    • Изучить рекомендации психолого – медико – педагогической комиссии, какая форма обучения рекомендована. В случае если не рекомендовано обучение на дому, необходимо обращаться в образовательную организацию, чтобы реализовать право ребёнка на образование.

    • Ознакомиться с индивидуальной программой реабилитации (абилитации), если ребёнку установлена инвалидность.

    • Обратиться к руководителю образовательной организации с заявлением о приёме ребенка на обучение. В заявлении отразить, в том числе, просьбу о запрете распространения информации, содержащей сведения о здоровье ребёнка.

    • Предоставить руководителю образовательной организации сведения о здоровье ребёнка (заполнить анкету, приложить копии документов – справку ПМПК, справку об инвалидности, справку от лечащего врача, заключение врачебной комиссии и пр.).

    • Предупредить сотрудников образовательной организации, какие есть ограничения, риски, что может произойти и как быстро помочь, где у ребёнка хранятся медицинские препараты, изделия, заблаговременно довести график приёма препаратов или проведения манипуляций, если это возможно. Если невозможно, обратиться с просьбой создать для этого беспрепятственный доступ, своевременное и безусловное реагирование на просьбы ребёнка, когда ему необходимо отлучиться для приёма препаратов или проведения манипуляций.

    • Уточнить:  в штате ли образовательной организации медицинский персонал и график его работы.

    Если нет, а медицинское обслуживание по договору с образовательной организацией осуществляет то или иное учреждение здравоохранения, написать заявление о создании специальных условий для ребёнка в адрес двух руководителей: руководителя образовательной организации и в адрес руководителя медицинского учреждения; есть ли медицинский кабинет в здании, в чьём ведении он находится (кто ответственный за его работу) – образовательная организация или он в безвозмездном пользовании учреждения здравоохранения, закреплённого за образовательной организацией, график работы кабинета и медицинского работника.

    Отразить в заявлении в адрес руководителей:

    • необходимость предоставления возможности обращения и беспрепятственного доступа ребёнка в медкабинет для проведения манипуляций или приёма препаратов;

    • необходимость изменения графика работы кабинета и медицинского работника с учётом потребностей, связанных с охраной здоровья ребёнка;

    • необходимость осуществления контроля питания, приёма медикаментов, проведения манипуляций.

    При заключении договора на обучение в образовательной организации внимательно изучить документ и, в случае необходимости, внести предложения по изменению и дополнению договора. Сделать для себя копии всех обращений, договоров, иных документов.

    Уровень муниципалитета: Организовать выявление и мониторинг обучающихся в общеобразовательных организациях, нуждающихся в создании специальных условий обучения в образовательной организации, а также выяснение условий, которые требуются в целях создания комфортной образовательной среды в условиях сохранения очной формы обучения. Произвести выборку и анализ договоров между учреждениями здравоохранения и образовательными организациями (по каждой образовательной организации) на предмет полноты и достаточности  положений договоров, регулирующих проведение мероприятий по охране здоровья и своевременного оказания медицинской помощи обучающимся. Осуществлять контроль и координацию деятельности по охране здоровья обучающихся на уровне муниципального образования, а также контроль по созданию обучающимся спецусловий в образовательной организации. Создать специальную рабочую группу по организации охраны здоровья обучающихся в условиях образовательного процесса в образовательной организации в целях рассмотрения вопросов, связанных с созданием специальных условий решения организационных (и юридических) вопросов. Организовать «горячую линию» по вопросам нарушения прав несовершеннолетних в сфере образования.

    Уровень образовательная организация – учреждение здравоохранения:

    В договоре между образовательной организацией и учреждением здравоохранения должны быть обязательно отражены:

    • необходимость совместного проведения анализа здоровья обучающихся; • необходимость выявления обучающихся в общеобразовательных организациях, нуждающихся в создании специальных условий обучения в образовательной организации, рассмотрение специальных условий;

    • корректировка графика работы медицинского работника с учётом нуждаемости в этом обучающихся;

    • в случае отсутствия медицинского кабинета, предусмотреть необходимость открытия кабинета здоровья;

    • необходимость сопровождения обучающегося до медицинского кабинета, предоставление возможности дождаться медицинскую помощь в отдельном кабинете; • необходимость оборудования санитарной комнаты;

    • необходимость осуществления контроля питания; • определить ответственного за организацию и проведение мероприятий по охране здоровья, предусмотренных статьёй 41 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

                                                                                                                                             Примерная форма заявления

                                                                                                                                             1. Руководителю образовательной организации

                                                                                                                                             2. Руководителю учреждения здравоохранения

                                                                                                                                              – если медработник в штате ГУЗ, мед кабинет в пользовании ГУЗ

                                                                                                                                                От ФИО законного представителя,

                                                                                                                                                 Проживающего по адресу,

                                                                                                                                                  контактный телефон

                                                                                                                                   ЗАЯВЛЕНИЕ

    В соответствии со статьями 34, 41, 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прошу Вас обеспечить создание моему ребёнку __________________________________________________________________ ФИО, год рождения, класс специальных условий обучения, а именно: (обеспечить сопровождение до ФАП для измерения давления (указать периодичность), предоставить помещение для проведения медицинских мероприятий (указать график) и т.д.).

                                                                                         Дата                                                                          Подпись

    Хотите крепкий иммунитет, чтобы всегда быть здоровым?

    Всё начинается с простых, но важных привычек. Иммунная система — это не магия, а результат нашего ежедневного ухода за собой. Текущая неделя объявлена Минздравом РФ неделей поддержания и укрепления иммунитета (в честь Всемирного дня иммунитета 1 марта).

    Давайте вместе разберемся, как можно укрепить иммунитет в несколько шагов.

    ? Пять простых привычек для сильного иммунитета от врачей и экспертов «Здорового поколения» @zdorovoe_pokolenye_rf:

    1️⃣ Сон — это основа. Недосып снижает защитные силы организма! Постарайтесь спать не меньше 7-8 часов.

    2️⃣ Питание, богатое витаминами и минералами. Добавьте в рацион больше фруктов, овощей и продуктов с пробиотиками.

    3️⃣ Умеренные физические нагрузки. Спорт активирует иммунные клетки. Даже утренние упражнения или прогулка по 30 минут — уже большой шаг!

    4️⃣ Гидратация. Вода помогает клеткам иммунной системы работать эффективно.

    5️⃣ Психологическое здоровье. Стресс ослабляет иммунитет, а хорошее настроение — наоборот. Найдите свои способы расслабиться!

    ?Часто мы откладываем визит к врачу до появления очевидных симптомов. Но что если проблему можно предотвратить заранее?

    Укрепляя защитные силы организма, мы дадим мощный отпор, когда болезнь окажется на пороге. А проект «Здоровое поколение» - помощник в вопросе иммунитета каждый день.

    Сегодня — лучший день, чтобы начать! ?

    Пусть на смену зиме придет весна здоровья!

    #ЗдоровоеПоколениеИммунитет

    Ролик Иммунитет

    На Учи.ру продолжается регистрация на бесплатную конференцию «На шаг впереди: используем новые технологии в школе». Мероприятие пройдет 20 февраля с 11:00 до 17:40 мск: https://vk.cc/cFYCx9

    На мастер-классах и дискуссиях выступят:

    Александра Поблинкова, исполнительный директор Всероссийского форума классных руководителей;

    Екатерина Тихонова, учитель высшей категории, автор курсов для молодых педагогов;

    Алексей Четвертов, учитель информатики, эксперт детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского»;

    Ирина Корецкая, практикующий психолог, замдиректора Центра «Юридическая клиника» ВШП РАНХиГС.

    Всем участникам гарантированы бонусы: сертификат о десяти часах обучения, игра на тему предпринимательства и руководство по созданию презентаций.

    Зарегистрируйтесь на конференцию, чтобы получить методическую поддержку и облегчить ежедневную работу с помощью электронных образовательных ресурсов.

    Правила Родителям Учащимся

    С 1.04.22 по 05.09.22 стартует приемная кампания оказания услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в 1 классы. Прием обучающихся в первые классы в 2022 году регламентируется приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2.09.2020 № 458 «Об утверждении порядка приёма на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Согласно утвержденному порядку прием заявлений на обучение в первый класс для детей, проживающих на закрепленной территории и детей, имеющих право внеочередного, первоочередного и преимущественного приёма, начинается 1.04.2022 и завершается 30.06.2022. С 6 июля по 5 сентября доступна подача заявления в любую образовательную организацию по выбору родителей при наличии свободных мест. Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема в общеобразовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры. Подать заявление о зачислении в первый класс можно одним из следующих способов: - лично в общеобразовательную организацию; - через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении; - в электронной форме посредством электронной почты общеобразовательной организации; - с использованием портала образовательных услуг Ульяновской области по адресу: detsad.cit73.ru. Для зачисления в образовательную организацию, родителям (законным представителям) необходимо приложить к заявлению следующие документы: копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего; копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя; копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости); копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории, или в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования); справку с места работы родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка (при наличии права внеочередного или первоочередного приема на обучение); копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии). При подаче заявления в электронной форме скан-копии (фотографии) документов можно приложить к электронному заявлению. Обращаем Ваше внимание, что формирование очереди на зачисление в каждой образовательной организации производится с учетом даты и времени поступления заявления. Заявления, поступившие с использованием почтовых отправлений, в том числе электронной почты, обрабатываются исключительно в рабочее время в соответствии с правилами делопроизводства, установленными в образовательной организации. Заявления, сформированные с использованием портала образовательных услуг Ульяновской области (detsad.cit73.ru) регистрируются автоматически в момент отправки заявления. ГРАФИК РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВЛЕНИЙ В 1 КЛАСС ежедневно - с 10.00 до 15.00 Ответственный за общую организацию приёма детей - Лачкина Г.П., заместитель директора по УВР. Контактный телефон 8(84237)2-18-55

    Правила Подготовка

    Опишите содержание. Примерно от 250 до 400 символов

    Правила

    Опишите содержание. Примерно от 250 до 400 символов

    Календарь Учебники

    Опишите содержание. Примерно от 250 до 400 символов

    Правила

    Опишите содержание. Примерно от 250 до 400 символов

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie